|
Щ-211 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
3.9.1934 |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1035 |
Дата спуска на воду |
3.9.1936 |
|
Дата вступления в строй |
5.5.1938 |
|
Командиры |
22.6.1941
– 11.1941 |
|
Карьера |
1938 22.6.1941 – 11.1941 |
|
Боевой результат |
4 боевых похода в ВОВ (58-72 суток). Выполнила 4 торпедные атаки, в результате которых потопила 15.8.1941 румынский транспорт "Peles" (5708 брт) и 29-30.9.1941 итальянский танкер "Суперга" (6154 брт). |
|
Судьба |
16-30.11.1941 во время 4-го боевого похода погибла в результате сильного взрыва в районе мыса Ак-Бурну (44 члена экипажа погибло). |
20.6.1941 закончила текущий ремонт.
К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.
1-й
боевой поход (19 суток):
6.7.1941 в 19.35 вышла из Севастополя на позицию № 5 в район мыса Эмине.
8.7.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
23.7.1941 начала возвращение в базу.
25.7.1941 в 10.05 прибыла в Севастополь.
2-й
боевой поход (19 суток):
5.8.1941 в 18.13 вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине (обеспечивающий – Б.А. Успенский).
7.8.1941 в 2.00 прибыла на позицию.
10.8.1941 обнаружила одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла.
11.8.1941 обнаружила одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла.
В ночь на 12.8.1941 произвела высадку разведгруппы (14 или 16 болгарских коммунистов) в районе устья реки Камчия.
15.8.1941 в точке 42°45,6' с.ш./ 27°59,3' в.д. обнаружила 2 транспорта. В 10.54 из подводного положения выпустила 2 торпеды типа 45-36 с дистанции 3 каб. (схема) по транспорту (6000 т). Через 30 секунд услышан взрыв, через 30 минут в перископ обнаружен выбросившийся на мель транспорт. По зарубежным данным в точке 42°45,06' с.ш./ 27°55,38' в.д. потоплен румынский транспорт "Peles" (5708 брт), следовавший в балласте (5 погибших).
16.8.1941 в районе мыса Кацан обнаружила 2 транспорта в охранении миноносца. В 14.25 из подводного положения безрезультатно выпустила 1 торпеду с дистанции 6-7 каб. по транспорту. Атаке подверглись румынский транспорт "Каварна" и болгарский "Царь Фердинанд". После атаки лодка подверглась преследованию миноносца и болгарского самолета.
19.8.1941 в 21.00 начала возвращение в базу.
24.8.1941 в 21.45 прибыла в Севастополь.
С 25.8.1941 по 19.9.1941 прошла навигационный ремонт и докование.
3-й
боевой поход (18 суток):
21.9.1941 в 10.00 вышла из Севастополя на позицию № 13 в район мыса Эмине.
23.9.1941 в 6.00 прибыла на позицию.
29.9.1941 в районе устья реки Камчия в точке 43°01,5' с.ш./ 27°53' в.д. обнаружила конвой в составе танкера (10000 т) и 2-х транспортов в охранении 2-х миноносцев и 6 сторожевых катеров. В 10.16 из подводного положения выпустила 1 торпеду с дистанции 1,5-2 каб. (схема) по танкеру. Через 20 секунд услышан сильный взрыв, через 30 минут через перископ сфотографирован полузатонувший танкер (фото). В результате атаки поврежден итальянский танкер "Суперга" (6154 брт), перевозивший 1800 т бензина и 2350 т нефти (2 погибших). Преследования не было.
Днем 30.9.1941 предприняла попытку разрушить торпедами корпус полузатонувшего танкера, но была обнаружена болгарским сторожевым катером, сбросившим на лодку 5 глубинных бомб. В 19.35 с дистанции 6 каб. выпустила по корпусу танкера 2 торпеды типа 45-36, окончательно разрушивших судно.
6.10.1941 в 20.00 начала возвращение в базу.
9.10.1941 в 11.30 прибыла в Туапсе.
27.10.1941 вышла из Туапсе и 28.10.1941 прибыла в Новороссийск.
29.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.
4-й
боевой поход (2-16 суток):
14.11.1941 в 14.20 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 44 члена экипажа). По плану должна была оставить позицию вечером 30.11.1941 и прибыть в Туапсе 3.12.1941.
Погибла в 6-7 милях восточнее мыса Ак-Бурну (ныне мыс Св. Атанас) в результате сильного взрыва.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв
16.11.1941-30.11.1941 на мине UMA румынского заграждения S-18, выставленного румынским
минным заградителем "Дакия" (однако весьма сомнительно, чтобы миной с
весом ВВ в 30 кг могли быть полностью разрушены I и частично II отсеки
субмарины).
2. Атака
22.11.1941 румынских кораблей неизвестной подводной лодки у болгарского
побережья.
В 9.2000 обнаружена и обследована на дне.
Список 44
членов экипажа подводной лодки Щ-211, не вернувшихся из 4-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
1908 |
ком-р ПЛ |
кап-лейт. |
чл. ВКПб |
|
2 |
Самойленко Иван Евдокимович |
1912 |
военком |
ст. политрук |
чл. ВКПб |
3 |
Борисенко Павел Романович |
1909 |
пом. к-ра |
ст. лейт-т |
чл. ВКПб |
4 |
Кораблев Виктор Александрович |
1913 |
к-р БЧ-1 |
ст. лейт-т |
беспарт. |
5 |
Миронов Василий Игнатьевич |
1915 |
к-р БЧ-3 |
лейт-т |
к-т ВКПб |
6 |
Тростников Алексей Иванович |
1907 |
к-р БЧ-5 |
в/тех. 2 р. |
к-т ВКПб |
7 |
Сергейчук Савелий Демьянович |
1917 |
нач. сансл. |
в/фельд. |
к-т ВКПб |
8 |
Балтакса Юрий Арнольдович |
1918 |
дубл. к. БЧ-3 |
лейт-т |
чл. ВЛКСМ |
9 |
Шумков Георгий Григорьевич |
1913 |
дубл. к. БЧ-5 |
в/тех.2р. |
чл. ВЛКСМ |
10 |
Дубовенко Федор Филиппович |
1913 |
ст. гр. рулев. |
гл. старшина |
к-т ВКПб |
11 |
Шапаренко
Алексей Дмитриевич |
1914 |
кр/отд. рул. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
12 |
Топорков
Михаил Иванович |
1918 |
ст. рулев. |
ст. кр-ц |
беспарт. |
13 |
Сипий Иван
Тимофеевич |
1920 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
14 |
Гаврилов
Алексей Иванович |
1921 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
15 |
Емельянов
Петр Петрович |
1917 |
к/отд. ЭНП |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
16 |
Ярема Андрей
Федорович |
1916 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
17 |
Молчан
Виталий Александрович |
1921 |
кр/отд. арт. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
18 |
Кветкин Петр
Сергеевич |
1913 |
ст. гр. трюм. |
гл. старш. |
к-т ВКПб |
19 |
Баранов
Алексей Александрович |
1917 |
к/отд. торп. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
20 |
Данилин
Николай Васильевич |
1920 |
ст. торпед. |
ст. кр-ц |
чл. ВЛКСМ |
21 |
Рябинин
Федор Андреевич |
1920 |
торпед-т |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
22 |
Сотников
Павел Михайлович |
1915 |
ст. гр. рад. |
ст. 1 ст. |
беспарт. |
23 |
Хохлов
Владимир Сергеевич |
1917 |
кр/о. радист. |
ст. 2 ст. |
чл. ВКПб |
24 |
Легошин Петр
Николаевич |
1919 |
радист |
краснофл. |
беспарт. |
25 |
Розанов
Владимир Николаевич |
1911 |
ст. гр. мотор.
|
мичман |
чл.ВКПб |
26 |
Пузиков Иван
Филиппович |
1917 |
кр. отд. мот. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
27 |
Селиди
Григорий Харламович |
1915 |
ст. мотор. |
ст. кр-ц |
чл. ВЛКСМ |
28 |
Сорокин
Виктор Павлович |
1918 |
ст. мотор. |
ст. кр-ц |
чл. ВЛКСМ |
29 |
Фурко
Василий Павлович |
1917 |
моторист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
30 |
Букатов
Владимир Владимирович |
1918 |
моторист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
31 |
Крючков
Сергей Игнатьевич |
1915 |
ст. гр. элек |
ст. 1 ст. |
к-т ВКПб |
32 |
Чумак Андрей
Яковлевич |
1914 |
ст. электр. |
ст. кр-ц |
к-т ВКПб |
33 |
Коноваленко
Борис Артемович |
1918 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВКПб |
34 |
Кутарь
Николай Иванович |
1920 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
35 |
Медин
Спиридон Федорович |
1911 |
ст. гр. трюм. |
гл. старш. |
чл. ВЛКСМ |
36 |
Кравченко
Владимир Павлович |
1916 |
кр. отд. трюм. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
37 |
Гаузер
Григорий Александрович |
1918 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
38 |
Курков
Владимир Михайлович |
1915 |
кр. отд. элек. |
ст. 2 ст. |
к-т ВКПб |
39 |
Мочалов
Борис Яковлевич |
1921 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
40 |
Лифенко
Андрей Михайлович |
1919 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
41 |
Ивашин
Александр Никифорович |
1922 |
кр. отд. СКС |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
42 |
Сыпачев
Тихон Павлович |
1917 |
кок |
краснофл. |
беспарт. |
43 |
Плехов
Константин Миронович |
1920 |
строевой |
краснофл. |
беспарт. |
44 |
Грузов
Виктор Николаевич |
1920 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
Неточности и несоответствия в датах:
1. В [1] датой потопления румынского транспорта "Peles" ошибочно называется 5.8.1941.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
3. Сайт "Штурм глубины"
Подводная
лодка Щ-211
Фото из болгарских архивов с сайта «Корабли ВМФ СССР накануне и в годы ВОВ»